<
>

 

Культура слова (в помощь начинающему проповеднику)

Перебирая вырезки в своих папках, я нашел одну очень полезную статью, которая лежала у меня с незапамятных времен, и вот дождалась своего часа. Несколько необычен ракурс, под которым рассматривается вопрос правильной артикуляции при публичных выступлениях (а последовательные и синхронные переводчики все время как раз этим и занимаются), но все изложено очень грамотно и профессионально (что и неудивительно!). 

Поскольку журнал, из которого я взял статью, вышел в далеком 1989 году, то автора отыскать с помощью поисковых средств Интернета не удалось, поэтому я добросовестно указываю источник, а на сайте публикую ее как бы "от себя". Не существенно, главное - чтобы на пользу переводчикам шло!

=====================

А.Вертоградов

Журнал Московской патриархии, 1989, №6,стр. 39

 

Священникам, постоянно имеющим дело со словом, и тем более учащимся духовных школ, готовящимся стать священнослужителями, необходимо самым серьезным образом обратить внимание на свою устную речь, на правильность произношения слов. Небрежность в устной речи так же недопустима, как и безграмотность в письме.

 

У говорящего, поющего, читающего вслух каждое слово должно быть слышно и понятно. Все участвующие в богослужении должны следить за правильным звучанием голоса, работать над его выразительностью, а если нет от природы поставленного голоса, необходимо научиться пользоваться своим голосом и развивать его. Звучать голос должен всегда свободно, легко и естественно. Никогда не надо форсировать, нагнетать звук, или, как говорят, «уходить в голос», «идти от голоса», но всегда надо «посылать» голос в пространство конкретного помещения, учитывая его звучание в конкретных акустических условиях.

 

Никогда не следует доводить звучание голоса до крайнего предела. Всегда должен оставаться запас, позволяющий говорить или петь громче, выше или ниже. Если же голос вообще не поставлен, или изломан постановкой, или имеет те или иные органические недостатки, то необходимо речевые дефекты исправлять путем ежедневных упражнений, направленных на развитие дыхательного аппарата, силы голоса, а также дикции, то есть развитие речевого аппарата.

 

К сожалению, встречаются священнослужители с нечеткой дикцией, у которых, как говорится, «каша во рту» не от того, что они имеют органический порок, но потому, что у них никогда не пробуждалось чувство критического отношения к себе.

 

Для того чтобы каждое слово в речи было слышно и понятно, надо четко и чисто произносить все буквы, причем и согласные буквы должны не только произноситься, но и звучать. Особое внимание необходимо обращать на концы слов и, главное, на последнюю согласную, которая заканчивает слово и дикционно оформляет всю речь. «Если гласные — река, а согласные — берега, то надо укреплять последние, чтобы не происходило разливов»[1].

 

При громком звучании голоса надо владеть согласными буквами и обращать на них сугубое внимание, чтобы не сливать гласные и иметь четкую дикцию. В тихом звучании необходимо обращать внимание на гласные и тем самым четко доносить тихую речь.

 

Ни в коем случае нельзя пользоваться навязчивой дикцией, преувеличенно оформленными звуками (лабиализованными — от лат. labium — «губа»): это затрудняет понимание смысла. В зависимости от резонанса храма надо управлять и своей дикцией. Если звук резонирует чрезмерно, надо ослаблять гласные за счет согласных. И наоборот, там, где голос звучит плохо, следует усиливать гласные. Нельзя нагромождать одно слово на другое и смазывать концы речи. Во время произношения молитвословий в храме спиной к верующим надо учитывать это обстоятельство и посылать слова более четко — как в отношении артикуляции, так и в отношении силы голоса.

 

Дикция и правильно поставленный голос — это два начала, в целом составляющие четкую и хорошо различимую речь. Во время певческого исполнения молитвословий следует обращать внимание на четкое произношение слов и особенно согласных звуков, часть из которых также обладает музыкальностью. Поэтому согласные звуки необходимо посылать так, чтобы они звучали наравне с гласными.

 

Хотя постановка голоса заключается прежде всего в развитии дыхания и «опоры» голоса на диафрагму, то есть в постановке звучания гласных звуков и тянущихся нот, однако не следует забывать и о том, что согласные, являясь «берегами реки гласных», должны быть четкими, а не размытыми.

 

Обычно встречаются две крайности: одних тянет вверх, отчего голос застаивается и напрягается до визга, другие гудят и скрипят на низах. Насилие над голосом портит тембр, а регистр только из пяти нот не дает выразительности. В некоторых случаях эти недостатки вокала неисправимы в силу природных особенностей или по причине болезненных изъянов голоса. Однако чаще всего они устраняются как с помощью правильной постановки голоса, снимающей напряжение, неправильность дыхания, так и исправлением дикции, артикуляции или, наконец, излечиваются, если эти недостатки — следствие болезни.

 

Эффективно упражнение для голоса, выстроенное по хроматической гамме, если соблюдается правильно «длинное» дыхание.

 

При постановке звука лучше всего издавать тихо с закрытым ртом звук М — в поисках правильного упора для голоса. При этом нужно стараться избавиться от носового оттенка звука, который дает напряжение во внутренней части носовой
полости. Необходимо вывести звук в самую «маску», как называют носовую полость с нёбной костью у корней зубов, при этом голова наклоняется и подбородок опускается. Такое положение помогает пропускать ноту как можно дальше вперед.

 

«С помощью тихого “мычания” можно не только развить звук, но и сравнять все ноты на гласных. А как это важно! — писал К. С. Станиславский.— Как неприятны пестрые голоса, в которых звук А вылетает из живота, звук Е — из голосовой щели, И — протискивается из сдавленного горла, звук О гудит, точно в бочке, а У, Ы, Ю попадают в такие места, из которых их никак не вытащишь. При постановке голоса, которую я разрабатывал в себе, открытые звуки гласных направлялись в одно и то же место, находящееся в верхнем твердом нёбе, у самых корней зубов, и отражались где-то в носовых полостях передней части “маски”».

 

Чистота артикуляции и правильный «посыл» голоса требуют наблюдательности, некоторых специальных знаний, контроля над речью, упражнений и тренировки. Необходимо органы речи приучить к непривычным действиям, а затем систематически тренировать, чтобы артикуляционные движения, представляющие собой на первых порах сознательные усилия, превратить в автоматические навыки. Необходимы систематические упражнения в произношении специально подобранных слов и фраз, а также сочетаний слогов и букв. Например, к сочетанию согласных «тр» по очереди присоединять гласные в последовательности Ы, Э, А, О, У, Ы и другой ряд гласных: И, Е, Я, Ё, Ю, И. Затем гласные этих же рядов произносить между согласными В и Ф: «выф»... и т. д.

 

Русские поговорки и скороговорки также служат хорошими упражнениями для речевой четкости. Например:

 

Из-под Костромы из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

 

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

 

Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.

 

Курочка честра-пестра, уточка с носка плоска.

 

Купи кипу пик, кипу пик купи (пять раз подряд, убыстряя).

 

Желательно довести их до ясности при быстром произношении.

 

 

 



[1] К. С. Станиславский. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1951.

 




 
Создание сайта - Глобальные Технологии
работает на NetCat