<
>

 

Возраст идет на пользу - переводчики могут работать долго и успешно

– Принято считать, что с годами мозг начинает работать хуже. Исследование, проведенное в университете Гарвард, показало, что мозг пожилых людей впитывает большее количество информации, чем мозг молодых людей; делает это медленнее из-за расширения фокуса внимания, но надежнее, связывая ее по ходу запоминания с другими явлениями и классифицируя ее в мозгу в связи с последними. Можно ли считать это мудростью, которая, как всегда верили, приходит с годами?

– Начну с определения, что такое мудрость. Одно из запомнившихся мне определений: мудрость – это способность воспринимать все шире и глубже. Можно сказать по-другому: мудрость – это умение использовать собранный за долгие годы жизненный опыт. Если накопленная информация – знания, а мудрость – умение организовать эти знания и использовать их, то, конечно, старость связана с мудростью. Но с годами далеко не всегда приходит мудрость: она присуща только стареющему не патологическим, вследствие болезней, а естественным путем мозгу.

– Ваши исследования показывают, что старики обладают определенным преимуществом перед молодыми людьми. В каких профессиях это заметно?

– Разумеется, в полагающихся на использование накопленного опыта и знаний профессиях, предпочтение будет отдано пожилым людям. В числе таких профессий - адвокатская и судейская, то есть, те, где не требуется техническое образование. В последние десятилетия стало заметно, как президентами крупных компаний, профессорами, комментаторами новостей все чаще становятся молодые люди. Это происходит, возможно, из-за того, что наше общество отдает предпочтение молодо выглядящим людям и потому, что технологическое развитие нашего общества требует знаний, накопление и быстрая переработка которых успешнее производится молодыми людьми.

– Творчество и возраст: в какой период жизни люди творят наиболее продуктивно?

– Это зависит от того, каким видом творчества занят человек. Типичными примерами являются изобразительное искусство, музыка, литература и наука. Заслуженный профессор отделения психологии университета штата Калифорния в Дейвисе Дин Кит Саймонтон провел важнейшее исследование творческого процесса на протяжении жизни человека. Он обнаружил, что человек достигает пика в творческой деятельности в разный для каждого вида творчества период. Физик-теоретик, как правило, достигает вершины своего творческого потенциала в молодом возрасте. Примерами могут служить Эйнштейн и гений-математик Джон Форбс Нэш, ставший героем книги и фильма «Игры разума». Композиторы, художники и писатели успешнее творят в более поздний период своей жизни. Но творческий потенциал распространяется по всей длине жизни. Накопленный же опыт, повторю, способствует не всякому творческому процессу.

– О какой старости для себя вы мечтаете?

– Для самой себя и для ваших читателей я желаю старости без болезней. Сама же я хотела бы все время продолжать учиться. Я веду дневник, куда записываю, что нового я узнала за каждый день. Не просто новую информацию, а как она изменяет мое понимание устройства мира. Я хочу внести последнюю запись в день моей смерти. Состарившись, я хочу ездить по миру, быть ментально и профессионально активной, взять уроки игры на пианино, подняться на Мачу-Пичу, рисовать акварелью. В пожилом возрасте у нас появляется свободное время, ненадолго, но все же, мы можем сделать то, что не успели сделать в молодости, когда торопились выполнять срочные дела. У нас появится время подумать о том, как приобретенные знания объясняют смысл жизни.

– Что можно сделать, чтобы наш мозг не слабел со старостью?

– Разные исследования предлагают разные способы поддержания живости ума.Самый популярный – постоянное получение знаний. Возможностей продолжить образование в пожилом возрасте становится все больше. Выйдя на пенсию, многие начинают брать какие-нибудь уроки: рисования, языка, стрельбы из лука, философии. Но самое главное – это оставаться активными физически. Занимаясь аэробикой, например, мы питаем мозг кислородом. Правильное питание и отдых как минимум восемь часов в день – две следующие важные составляющие поддержания жизнедеятельности клеток мозга и системы нашей памяти.

По материалам сайта: Svobodanews.ru, 18.06.08, автор – А.Генин




 
Создание сайта - Глобальные Технологии
работает на NetCat