<
>

 

Гигиена голоса устного переводчика

К этой странице прикреплены файлы для скачивания:

Гигиена голоса устного переводчика.docразмер файла: 1,3 МБ, скачан 109 раз

ВНИМАНИЕ: С ЗАПИСЬЮ ВЕБИНАРА МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ НА СТРАНИЦЕ ЭТОГО САЙТА ПО ССЫЛКЕ

https://www.russian-translators.ru/seminars/videoseminar/


Фридрих Ницше («К учению о стиле»)

Наиболее понятным в языке бывает не само слово,  а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми

 произносится ряд слов, короче сказать; музыка, скрывающаяся за словами;

страстность, скрывающаяся за музыкой;  личность, скрывающаяся за страстностью:

 т.е. все то, что не может быть написано…


СОДЕРЖАНИЕ:

  • Техника подготовки голоса к работе:

- разминочные упражнения для разогрева речевого аппарата

- эмоционально-ментальная настройка на работу с аудиторией

  • Настройка сценического голоса при работе с различной аудиторией:

- техника резонирования – как способ усиления и изменения голоса

- как создать «полётности» голоса без мышечных усилий

  • Синхронизация с выступающим по темпо-ритму и эмоциональности речи:

- умение слышать высоту голоса собеседника и подстроиться под него

- работа над подтекстом

  • Знакомство с техникой интонирования текста:

- многоударность в речи и пауза в речи

- интонационный рисунок речи

ТЕХНИКА ПОДГОТОВКИ ГОЛОСА К РАБОТЕ

Отрицательные факторы и их влияние на голос

I. Дыхание

  1. Душевное волнение передает импульс дыханию, в ответ же дыхательные мышцы сдерживают этот импульс и мешают свободному дыханию.

  2. Неправильная осанка (впалая грудь, затрудняющая работу межреберных мышц при дыхании или согнутая спина, которая мешает свободной работе диафрагмы).

  3. Контроль дыхания со стороны большой мускулатуры, который сводит на нет связь между эмоцией и дыханием.

II. Голосовые складки и гортань

Если дыхание не свободно, ответственность при извлечении звука во многом ложится на тонкие мышцы гортани. Эти мышцы, не предназначенные для подобного процесса, напрягаются и расстраивают свободную игру голосовых складок.

III. Резонаторная система

  1. Напряжение в гортани блокирует связь голоса между резонатором горла и грудным резонатором, препятствуя звучанию в грудном резонаторе.

  2. Напряжение корня языка, мягкого нёба, лица и шеи мешает свободному использованию носового и головного резонаторов, препятствуя звучанию в среднем и верхнем регистрах.

Для того, чтобы изучить дыхательный процесс, изначально нужно отказаться от привычного мышечного контроля и позволить дыханию протекать непроизвольно. Наш разум в состоянии осведомляться о функционировании нервной системы без вмешательства в ее деятельность. Наблюдая за процессом дыхания, нетрудно заметить: когда вы вдыхаете — ваш живот надувается; когда выдыхаете — он опадает.

Дыхание поддерживает голос, передает творческую мысль и влияет на внутреннее состояния выступающего.

Упражнение на дыхание «Морской берег»

Задача: осознать работу дыхательных мышц при непроизвольном дыхании. Восстановить рефлекторную связь с дыхательными и эмоциональными импульсами. Сделать мышление органичным, а процесс общения – значительным!

  • Лягте на спину (пол помогает ощутить несущую конструкцию), снимите напряжение с дыхательных мышц.

  • Расслабьте мышцы живота - пусть дыхание расскажет вам о вас.

  • Осознавайте дыхание со свободными мышцами живота и грудной клетки.

  • Воображение является мощнейшим способом воздействия на тело и дыхание - изучите  влияние разных импульсов на работу дыхательных мышц.

  • Создайте образы и соедините свои представления с дыханием.

  • Тренируйте свой внутренний взор.

  • Сохраните ощущения мышечного поведения в вертикальном положении.

Упражнение «События и эмоции»

Натренируйте в себе способность представлять каждое событие в точной звуковой последовательности, подключая эмоциональное дыхание.

  • Представьте, что вы в лесу… птицы поют, листья шелестят, трава шуршит и вдруг раздается выстрел. Увидьте более подробно картину. Подключите свое дыхание, позвольте обстоятельству воздействовать на ваш дыхательный центр.

  • Прокрутите в своем воображении «звуковую ленту»: плач ребенка, пауза-тишина, смех… Что с вами происходит, пусть ваши чувства исходят прямо из центра.

  • Теперь вообразите, что вы едите в поезде. Вспомните шум идущего поезда, стук колес о рельсы.

  • Не позволяйте напрягаться дыхательным мышцам, звуки по-прежнему воздействуют на произвольное дыхание.

  • События провоцируют эмоции. Представьте, что вы стоите на сцене перед большим залом. У вас может возникнуть разная реакция. Пусть ваша реакция начнётся в дыхательном центре.

НА ПРАКТИКЕ:

Доступ к подсознанию открывается в состоянии покоя и сосредоточенности. Если дыхание равномерное, глубокое и спокойное, то и мысли будут целенаправленными.

Несколько глубоких вздохов перед началом презентации помогут вам успокоиться и сконцентрироваться на намеченных целях. Отследите, чтобы во время вдоха не поднимались ваши плечи к ушам. Помимо обеспечения ясности мысли, правильное дыхание дает воздуху лучше проникать к голосовым связкам, что позволяет говорить четко и ясно, а также уменьшает нервозность. Диафрагмальное дыхание увеличивает силу голоса.

  • Если вы напряжены, волнуетесь – ищите ответ на вопрос: «Дышу ли я?» - Дышите!
  • Ощущайте свое дыхание глубоко в теле - в каком состоянии ваши дыхательные мышцы?
  • Обретайте навык дыхания ртом в момент активного общения – это позволяет восприятию быть полным, а реакции - спонтанной. Жизнь состоит из каждой минуты, проживайте ее.
  • Направление выдоха связано с направленностью взгляда – прямой взгляд (косвенный взор, «фантомный» …)

РАЗМИНОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗОГРЕВА РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Вибрационный массаж: слегка постукивая пальцами по разным частям тела –

направьте вибрации голоса под подушечки пальцев на звук «мммм».

Упражнение на мимические мышцы

  • Полностью сфокусируйте свое внимание на верхней губе и подвигайте ею вверх и вниз.

  • Сомкните зубы и потяните нижнюю губу вниз.

  • Выдуйте сквозь губы, чтобы расслабить их.

  • Растяните губы в стороны как можно шире, "оскалив рот". Затем продвиньте их вперед, максимально "надув губы".

  • Выдохните "хамм", двигая вокруг "хамм" губами, как бы пробуя вибрации на вкус: мммммм—аммм—а м—а мммммм—амм—а—мммм—а—м—а мамамамамама.

Упражнение на артикуляционную поверхность - переднюю часть языка

Цель: активизировать и укрепляет переднюю часть языка, часть артикуляционного аппарата, с помощью которого образовываются звуки "д", "т", "с", "з" (образуются на кончике языка и верхних альвеол).

Упражнение на переднюю часть языка.

  • Пусть ваш широкий язык свободно скользнет вперед, так, чтобы его кончик лег на нижнюю губу.

  • Поднимите переднюю часть языка, дав ему возможность коснуться верхней губы, а потом согните язык книзу, чтобы он коснулся нижней губы.

  • Пусть поток вибраций между губой и языком образуется в звук «д», а язык касается нижней губы после каждого «д»: дии—дии—дии дээ—дээ—дээ даа—даа—даа.

  • Произнесите звуки вне рта и тут же повторите внутри рта:

дии—дии дээ—дээ—дээ даа—даа—даа.

Упражнения «Мягкое небо»

Цель: активизировать мышцы мягкого неба, чтобы устранить препятствие для свободного использования верхнего регистра.

1 шаг.

  • Сфокусируйте внутренний взор на месте, где формируется звук "к».

  • Очень нежным шепотом, только на дыхании и абсолютно беззвучно, прошепчите звукосочетание «каа» так, чтобы коснуться мягкого нёба, корень языка приподнимается, а дыхание моментально задерживается.

  • Затем, в момент, когда эти две поверхности эластично отталкиваются, дыхание внезапно освобождается.

  • После звука "к" попробуйте произнести длинный звук "ааа". Таким образом поверхности языка и мягкого нёба максимально оттолкнуться друг от друга.

2 шаг.

  • Произнесите шепотом звукосочетание "каа", когда в вас входит дыхание. Задняя поверхность языка и поверхность мягкого нёба "разлетятся" в разные стороны.

  • На выходящем дыхании этот звук образуется также в результате отталкивания этих поверхностей.

  • В ритме Вашего обычного дыхания прошепчите: "каа", когда вы вдыхаете и когда выдыхаете, следя за ударом мягкого нёба о заднюю поверхность языка.

  • Проследите за разницей температур дыхания на входе и на выходе. Входящее дыхание — прохладное, а выходящее — теплое.

Упражнение на заднюю часть языка артикуляционного поверхность аппарата 

Цель - ощутить заднюю часть языка и заднюю часть твердого нёба.

Упражнение «Стрельба из лука»

  • Очень нежным шепотом на выдохе произнесите звукосочетание «нгаа», так, чтобы коснуться мягкого нёба, корень языка приподнимается, а дыхание моментально задерживается.

  • Затем зевните, и во время зевка поднимите мягкое небо вверх, а язык опустите вниз, продолжая звучать: "ааааа".

  • Фактически не зевая, используйте растяжение мышц, которое происходит при зевке, и повторите со звуком движения задней части языка вверх и вниз: нгнг—аааа—нгнг—аааа и т. д.

  • Если вы будете следовать указаниям спокойно и точно, то они приведут вас к образованию согласного "г", который принадлежит к тому же "взрывному семейству", что "б" и "д".

  • Последуйте знакомому образцу упражнений: гаа—гаа—гаа, гии—гии—гии, гээ—гээ—гээ, гаа—гаа—гаа.

НАСТРОЙКА СЦЕНИЧЕСКОГО ГОЛОСА

Разминка «Портрет в рамке»

Задача: создать объемное пространства грудной клетки и сделать межреберные мышцы подвижно-активные.

  • Положение стоя. Упор на правой ноге, левую ногу вытяните в сторону и поставьте на носок.

  • Поднимите руки над головой, сцепите пальцы, образовав «рамку».

  • Последовательно, начиная с атланта, выгните позвонки вправо.

  • Снизу вверх последовательно по позвонкам поднимитесь вверх.

  • Проделайте в левую сторону.

  • Обращайте внимание на баланс в стопах, тазовом и плечевом поясе.

  • Аналогично проделайте в правую сторону.

Упражнение «Орел – Медведь»

Базовое положение Медведя:

  • Положение корпуса стоя, расположите стопы под тазобедренными суставами.

  • Колени слегка присогнуты.

  • Копчик и атлант направлены вперед.

  • Все позвонки выгнуты дугой.

  • Руки подняты на уровне плечевого пояса, как бы удерживают бочку.

Переход в позу Орла:

  • Начните движение от копчика, воображая, что это хвост орла.

  • Отведите копчик назад, далее последовательно вгибайте позвонок за позвонком волнообразным движением придите в позу Орла.

  • Сопровождайте переход в Орла на выходящим дыханием, напоминающий звук «ффф» …

  • Вернитесь из Орла в Медведя, аналогично начиная движение от копчика и последовательно выгибая позвонки.

  • Мышцы горла, груди и живота расслаблены.

ГОЛОС КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ, СОСТОЯНИЯ, МЫСЛЕЙ.

Во время работы на аудиторию необходимо стать богаче в эмоциях, в импровизации, во внутренней речи. Смысл общения в том, чтобы слушатель стал смотреть на мир вашими глазами, оценивать все, как вы. Можно сказать, что мы все время его убеждаем.

По подсчетам «ЮНЕСКО», 48% людей в аудитории - воспринимают через ощущения; 5% - воспринимают на слух. Вас готовы слушать 5% аудитории!

А это значит, что вы говорите не уху, а глазу – словом вы передаёте свои видения, заражаете своим взглядом на вещи. Так что накопите свои видения в себе – и передайте аудитории, чтобы она стала смотреть вашими глазами, чтобы стала относиться ко всему, как вы. Чтобы аудитория не услышала, а увидела!

Резонаторы

Первоначально вибрации звука не более узнаваемы, чем вибрации пианино от ударов молоточка по струне, когда нет деки, усиливающей звук. Природа вибрация такова, что при соприкосновении с поверхностями, оказывающими соответствующее сопротивление, они преобразуются в звук. Звук отражается от различных поверхностей с разными количественными и качественными характеристиками, которые зависят от структуры и формы впадин. Резонаторные поверхности тела могут являться усилителями и проводниками.

Снять напряжение в горле и быть убедительным поможет понимание бытия голоса в резонаторных полостях.

Резонанс (лат. resonare - отдаваться эхом) - совпадение частот, максимально концентрирующее звуковые волны.

Представьте себе, что в одном помещении стоят два рояля. Если вы нажмете на клавишу «до» на одном рояле, то струны другого отзовутся, начнут колебаться, издавая этот же звук. Аналогично происходит и у людей: породить отклик, заставить человека отозваться теми же колебаниями может лишь то, что в вас заложено, что передается этими колебаниями. Именно в этом кроется секрет успеха.

Умение варьировать интонацией является очень важной техникой для выступающего, так как утвердительные и вопросительные предложения отличаются в основном интонационной структурой. Чтобы слушатели могли воспринять точный смысл ваших слов, всегда выбирайте верную интонацию. Излишний напор в голосе может оттолкнуть слушателей в не меньшей степени, чем бесцветные неэмоциональные фразы.

Цель голосовых и фонетических упражнений – раскрытие личности и обретение суггестивности. Суггестивность - способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов.

Грудной резонатор - звучание основано на релаксации и резонировании в груди.

  • Опустите голову назад, поддерживая рукой затылок, расслабляя мышцы шеи. Ощутите большую круглую трубу – прямой путь, по которому пойдет дыхание. 

  • Представьте, что через эту трубу теплый выдох, берущий свой путь от диафрагмы, согревает небо/ потолок. Ощутите, как низкочастотное дыхание перемещается от диафрагмы через открытый канал горла в пространство перед вами на потолок.

  • Соедините теплое дыхание с потоком наполненных вибраций: хаааа…..

  • Чувствуете ли вы резонанс в грудной клетке? Не задействуются ли мышцы горла?

  • Еще раз освободите поток теплых вибраций вверх перед собой: хааа…

  • Обратите на взаимосвязь эмоций и вибраций, идущих от солнечного сплетения.

Ротовой резонатор – звучание основано на резонировании в твердом небе полости рта.

  • С помощью руки и мышц задней части шеи поднимите голову на вершину атланта.

  • Почувствуйте, как меняется форма звукового канала – сужается, но не закрывается, сохраняя связь с дыхательным центром. Высота дыхания и звука поднимается вместе с изменением формы канала.

  • Повторите подъем головы по шейным позвонкам, позволяя активно выливаться вибрациям из центра вашей энергии: хааа...

  • Почувствуйте, как вибрации приходят в полость рта, ударяются в твердое «костистое» небо.

  • Звук, идущий от твердого неба (ротовой резонатор), содержит больше настоятельности и жизни.

Зубной резонатор – звучание основано на резонировании в передних зубах.

  • Опустите голову вниз - форма звукового канала стала еще уже, меняя высоту вибраций и само звучание - форма диктует гласный звук: иии…

  • Почувствуйте резонаторную связь вибраций от передних зубов, передняя часть языка слегка подается вперед, не закрывая звуковой канал: ииии…

Изучите свой голос в резонаторных полостях: синусоиды

Синусоиды – звучание основано на резонировании в гайморовых полостях:

  • Нащупайте кончиками пальцев гайморовы полости в районе внутренней части скул, рядом с «крыльями» носа.

  • Для свободного прохождения выдоха положите широкий язык на нижнюю губу и пошлите выдох под пальцы. Соответствует ли высота выдоха расположению гайморовых полостей?

  • Соедините высоту вибраций с соответствующими эмоциями: радости, восторга, удивления: хиии… Ощутите резонанс в гайморовых полостях.

  • Пошлите импульс смеха в гайморовы полости, слегка приподнимая скулы: ааа…

  • Стоя, подпрыгните и пошлите так же активно звук в макушку: ррриии…

Диапазон (объем голоса) зависит от количества речевых тонов. Диапазон взрослого человека при разговоре 4-5 тонов. Диапазон речевого голоса увеличивается в процессе тренировки. Развивая диапазон голоса, в результате вы развиваете нюансы выразительности человеческой личности.

Диапазон голоса вы можете развить в Упражнении «Лифт», соединяя изученные резонаторы. Не бойтесь утомить голос. Сдерживая себя, невозможно развить диапазон.

Вообразите, что Ваше тело – дом, а:

холл – грудной резонатор;

первый этаж – ротовая полость;

второй этаж – синусоиды;

третий этаж – переносица;

крыша этаж – головной резонатор.

В доме есть лифт – это ваш голос. Начните «подъем лифта» по резонаторам, от холла до крыши, останавливаясь на каждом этаже дома: хааааа..ииии..эээээй….риии! Опуститесь по «лифту», опускаясь по диапазону:  риии… эээээй… ииии… hааааа...

ТРИ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУДИТОРИЕЙ

          1. Унарная (un)

          2. Дуальная (deux)

          3. Тернарная (trois)

(систематизация Французской школы психоорганического анализа)

Во время выступления одновременно приходится держать под контролем много действий: видеть, слышать, говорить, двигаться и т.д.; оратору сложно отрефлексировать свое состояние, а соответственно, и поведение.

1.Унарная форма

Взаимодействие с аудиторией – выступающий теряет контакт с объектом общения, он уходит внутрь в себя, уходит в свои ощущения. Ощущение, которое испытывает оратор: вибрации и покалывания в теле, шум в голове, ватные ноги, раздутое тело. Голос чаще всего уходит во внутрь грудной клетки (как результат голос звучит в грудном резонаторе). Темпоритм медленный.

В унарном состоянии у выступающего нет эмоций и чувств, а значит, нет контакта с собой и аудиторией. Отсутствие ярких чувств делает речь вязкой, неэнергичной, монотонной и притупляет внимание аудитории, усыпляет ее бдительность.

Пример из фильма «Общество мертвых поэтов» -https://www.youtube.com/watch?v=yhnWW1Sh-fg

2. Дуальная форма

Взаимодействие подразумевает наличие ярких чувств, эмоций и фантазий у выступающего и аудитории. Выступающий находится в состоянии: «здесь и сейчас», он находит различия между собой и другими, что определяет его идентичность, его личностные качества. Критерием такого состояния у оратора и аудитории может служить внутренний монолог: «У нас есть различия и есть общее», - так создается альянс будущего взаимодействия.

В дуальной форме у выступающего много энергии, так как клиент/аудитория вызывает чувства и между ними возникает борьба за власть, всемогущество, лидерство. В результате дуального состояния голос звучит в верхних резонаторах. Темпоритм речи активно-высокий.

Пример из фильма «Общество мертвых поэтов» - https://www.youtube.com/watch?v=uyuVtgi--No     

3. Тернарная форма

Подразумевает наличие третьего в общении – эту роль выполняет закон, правила, условия, то есть, то, что имеет свои границы в отношениях, некое «табу». Тернарная форма привносит порядок, устанавливает время, определяет место.

Звучит в ротовой полости, упираясь в твердое небо. Голос рождается указующим, направляющим.

Чаще всего такой формой прикрываются формальные лидеры, так как она уводит от страха ошибиться, дает возможность опираться на ценности, критерии, власть, силу, иерархию и защищает выступающего от агрессии со стороны аудитории. В тернарной форме нет чувств, ссылаясь на определенные критерии, выступающий лишает себя импровизации, креативности, спонтанности в выступлении. Запрограммированность и предсказуемость оратора делает его поведение и речь сухой, довлеющей и просто скучной.

Пример из фильма «Общество мертвых поэтов» -https://www.youtube.com/watch?v=_eYrW_DN-LA

Знакомство с техникой интонирования текста

Интонация (лат. intonare — произносить внятно) — средство художественной выразительности, позволяющее с помощью голоса передать те или иные особенности, а также оттенки авторского текста и мысли. Интонация является формой выражения отношения исполнителя к тексту, одно из эффективных средств его интерпретации. Интонация способна выявлять и подчеркивать не только разные, но и противоположные смыслы текста.

  1. Ясная речь служит свидетельством верного внутреннего действия. Она помогает «держать» слово, не прерывая линию словесного действия между концом одной фразы и началом другой. Нечеткость концовки фразы, как правило, связано с тем, что мысль актера заканчивается раньше, чем слово, поэтому слово не раскрывается в перспективе.

  2. Для поддержания энергетики восприятия повышайте тон голоса в конце фразы, когда развиваете мысль. Если ваша интонация будет в конце каждой фразы идти вниз, но вы продолжите говорить – слушатели будут мысленно завершать вашу речь и энергетика восприятия будет ослабляться.

  3. Во фразе, в предложении может быть только один акцент – глагол, перечисление, противопоставление. Подобная техника позволяет удержать действенность задачи текста.

  4. Планируйте скорость и ритм речи. Скорость и ритм вашей речи зависят от содержания и структуры выступления. Важно учитывать контент и логику выступления, и в соответствии с ними изменять темпоритм и скорость речи, высоту голоса.

  5. Во время речи есть интонационные модуляции, которые помогают выстроить логику выступления:

  • Вводная - устанавливает порядок.

  • Противительная - возражающая, не соглашающаяся, сопротивляющаяся, протестующая, восстающая…

  • Перечислительная – перебирающая.

  • Пояснительная – комментирующая.

  • Уточняющая - детализирующая, конкретизирующая.

  • Вопросительная - узнающая, вопрошающая, опрашивающая.

  • Восклицательная - возглашающая, вскрикивающая.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Часто вызывает удивление то, как небрежно мы относимся к вещам, которые приносят нам только пользу. Даже если мы хотим тренироваться, даже если мы всегда чувствуем себя лучше после упражнений, мы не принимаемся за них по той или иной причине,: или у нас нет времени, или настроения, или мы просто забываем.

Чтобы стать мастером в любом деле, нужно время. Чтобы найти это время, мы нуждаемся в расстановке приоритетов (если что-то достаточно важно для вас, вы всегда сумеете выкроить время, найдете, что исключить). Уделить 15 мин. в день на тренировку – небольшой расход времени, особенно принимая во внимание, какие дивиденды вы получаете. Ведь четверть часа – это меньше 2% от 16 часов нашего бодрствования, тем более, что упражняться можно в любое время, в любом месте.

Полезные советы:

  1. Мы учимся тогда, когда хотим этого. Поставьте себя в положение, когда необходимо действовать.

  2. Получайте удовольствие от преодоления трудностей, которые сами для себя выбрали.

  3. Мы учимся тогда, когда это забавно. Ищите интересные стороны того, что вам нужно изучить. Экспериментируйте.

  4. Регулярно упражняйтесь. Чем дольше вы упражняетесь, тем легче это дается. Чем легче это дается, тем больше это вам нравится. Чем больше вам это нравится, тем лучше вы себя чувствуете.

  5.  Награда за хорошую учебу – это способность учиться дальше. Хотя на дороге знаний есть верстовые столбы, конца у этой дороги нет.




 
Создание сайта - Глобальные Технологии
работает на NetCat